Валентина Лебедева
Количество просмотров: 209 Штрафы до 700 тысяч рублей за оскорбление учителей предложили на днях ввести в России. В Госдуме считают, что инициатива снизит количество случаев унижения чести и достоинства педагогов и повысит их статус в обществе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Для повышения статуса современного учителя нужно реально его защищать, таково мнение большинства педагогов питерских школ, где работают мои дети. От малограмотных, но требующих многого родителей, которые знают, как учить, объяснять, задавать домашнее задание, выставлять оценки, от невоспитанных и нежелающих учиться детей, которым все и всё обязаны, от бесконечного вала контрольных процедур и мониторингов, которые не могут повысить качество образования, а только отвлекают от обучения.
– Усилить главенствующую роль педагога! – звучит сегодня со всех диалоговых площадок по школьному образованию. Но как можно усилить то, чего нет? Ведь главенствующая роль сейчас в любой школе, как показывает практика, у «яжмамочек» и их чадушек.
Так, приятельницу моей дочери уволили только за то, что родители нерадивого ученика требовали от нее хороших оценок, а та отказалась завышать их.
Много лет назад родители говорили мне (а потом и я своим детям):
– Учитель всегда прав.
Педагог пользовался непререкаемым авторитетом. И знаниями мы не были обделены. Прошло 50 лет. Слово «учитель» стало нарицательным. Над преподавателями издеваются, не уважают родители их учеников. Сами учителя в течение рабочего дня успевают только заполнить все дневники, электронные журналы, бесконечные ведомости, протоколы и справки. Их замучили цифровыми платформами и всяческими никому не нужными регистрациями на них. За эту адскую и лишнюю работу они получают копейки.
Сегодня главный постулат педагогического процесса: «Клиент всегда прав». И это не оксюморон, поскольку все на берегу договорились, что учитель – всего лишь менеджер-поставщик образовательных услуг. Вот пусть и «поставляет», а воспитывать будут в семье. Отношения родителей со школой претерпели радикальные изменения. Авторитетов больше нет. Сегодня любой рассерженный папа или перепуганная мама сразу напрямую спешат со своими депешами в Рособрнадзор или прокуратуру. Если и успевают зайти в школу, то только для того, чтобы запугать учителя.
Сейчас в соцсетях и мессенджерах классным руководителям можно написать в любое время суток. И что интересно, в сообщениях нет прямых просьб, только констатация факта: моему ребенку надо то, надо это. А вы уж извольте подсуетиться и выполнить пожелания родителя. При этом нет общепринятого свода правил «цифрового этикета», поэтому родители ведут себя, исходя из собственных представлений об удобстве и вежливости. Короче, круглосуточный ад…
– Мне пишут в личные сообщения чаще всего с 21 до 23 часов. Могут и после полуночи… Границы я обозначала: кого-то устраивает, кому-то бесполезно об этом говорить. Я никому ничего не должна. Отвечаю по мере возможности, – рассказывает дочь-филолог.
Вкратце мораль сей басни такова: по мнению родителей, 24/7 классный руководитель должен быть на связи, бегать исправлять отметки, налаживать контакты с учителями-предметниками, быть психологом, а по выходным вместо родителей водить детишек по театрам и музеям. Родителям ведь надо отдохнуть от своего чадушки. А учителям?