Александр Слащёв
Количество просмотров: 177 24-26 мая на базе туристического комплекса «Пышки» (бывшая т/б «Неман») состоялся фестиваль авторской песни и поэзии «Зеленый Гран-При»-2024.
У этого культурного мероприятия достаточно длинная история: оно проходит уже в 38-й раз.
И тут мне есть с чем сравнивать: 20 лет назад я участвовал в нем и, к своему удивлению, занял первое место. Тогда попал на него случайно: взял гитару, приехал, спел две песни (ни на что не рассчитывая), послушал других авторов и пошел было к машине, как вдруг меня остановил член жюри и сообщил, что как автор я признан лучшим и просто обязан участвовать в гала-концерте.
В этом же году меня даже ко второму туру не допустили. Честно говоря, я не горел желанием выступать, но две мои поклонницы Наташа и Маша уговорили. Приехали. Нашел столик, за которым сидели организаторы, и меня включили в списки. Правда, надо было предоставить тексты произведений, и пришлось тут же писать их.
Потом был первый тур: прослушивание проходило на свежем воздухе. В беседке сидели члены жюри, а конкурсанты подходили к ним на расстояние шага и пели. Почему так близко? Просто рядом, на стадионе, шли детские соревнования по футболу и крик стоял невообразимый. К тому же над головой – птичьи трели, перемежавшиеся карканьем ворон. Словом, в такой ситуации я пару раз не смог правильно взять аккорды.
Невольно начал сравнивать этот фестиваль с тем, который прошел в далеком 2004-м. Там каждого автора приглашали к микрофону, причем их было два: один – для голоса, другой – для инструмента. Зрители располагались на пригорке. Не было никаких первых и вторых туров. Сразу определялись победители и участники гала-концерта. Причем после гала-концерта любой желающий мог подойти к микрофону. В этом было и уважение к авторам, и создавало атмосферу доверительности, раскованности.
Второй тур проходил уже на сцене. Тут надо отдать должное организаторам: гитары, голоса звучали отменно – всех хорошо было и видно, и слышно. Вот только те, кто не прошел во второй тур, сидели грустные, опершись на свои неуслышанные гитары. Им предоставили возможность лишь выступить в беседке…
Была еще одна потеря, на мой взгляд, очень важная: фестиваль утратил свою народность, обрел, так сказать, профессионализм. У многих, кто прошел во второй тур, дорогие гитары, хорошо поставленные голоса – им бы в филармонии выступать, а не здесь. Они пели блюзы, регги, кантри, а мне хотелось другого – простой незамысловатой мелодии для самого главного в бардовской песне – поэзии, той, что звучит в творчестве Визбора, Окуджавы, Высоцкого, Кукина, Городницкого, Розенбаума, нашего земляка Арика Круппа и многих-многих других.
Печально, если это исчезнет из народного творчества навсегда, жалко романтику костра и звезд над головой…