Сложный конкурс
Согласно условиям конкурса, свои предложения могли высказать не только профессиональные архитекторы и дизайнеры, но и обычные жители областного центра. Поэтому он проводился по трем номинациям: «Профессионалы», «Учащиеся», «Граждане». Его участники должны были представить до 1 ноября 2023 года свои варианты архитектурной концепции набережной Немана. При этом, работы будут оцениваться по нескольким критериям: оригинальность идеи, использование современных технологий, ассортимент растений для ее озеленения. Важно также, как проект будет вписываться в окружающую среду и создаст ли условия для всесезонного использования набережной отдыхающими.
Подчеркнем, что это очень сложный конкурс, потому как при разработке проекта нужно помнить главное: набережная Немана находится в историческом центре Гродно, около нее расположены не только Коложа и старинные замки, бывшие дворцы и костелы, столетние мосты. Это также и крутые берега, притоки Немана, пляжные зоны и даже пока не исследованные подземные ходы под руслом своенравной реки. В любом крупном городе Беларуси, через которые протекают большие реки, как раз набережные становятся их визитными карточками. Так вот и в Гродно взялись за решение этой непростой задачи.
Лучшие проекты
Однако уже завершился год, и нам захотелось узнать, какие проекты выдвинули на конкурс. Ситуацию прояснил председатель областного отделения Союза архитекторов Беларуси Александр Захарчук, он же главный архитектор института «Гродногражданпроект».
– При выборе более чем десятка работ, – сказал он, – обратил внимание на те, которые тесно увязывают некоторые знаковые места набережной Немана. Это прежде всего речной порт, устье реки Городничанка, улица Рыбацкая и конечно же бывший пивзавод. Мост на месте впадения Городничанки в Неман уже реконструирован. С точки зрения замены капитального строения работы выполнены на совесть, однако, это стандартное здание никак не украшает ни набережную, ни излюбленное место для прогулок горожан и тропу на склоне, по которой туристов сопровождают к Коложе. Часть набережной от Старого замка и до середины улицы Рыбацкая наиболее интересна тем, что здесь самое узкое русло Немана – всего 65 метров. Поэтому многие авторы проектов ухватились за идею построить здесь пешеходные мостики на левый берег в район речного порта.
Как подчеркивает Александр Борисович, в таких проектах должен быть судоходный пролет для прохождения судов высотой до 14 метров, а это условие как раз и не учтено. В свое время разрабатывая собственный проект обустройства набережной, Александр Захарчук предусматривал два варианта для прохода судов, один из которых очень оригинален. Он предполагает специальный механизм, который при проходе крупных судов будет разводить в стороны две части моста.
Проблемные места
Многие разработки и эскизные наброски также не учитывают проблематичность холмов, на которых построены Старый замок и Коложская церковь. На них случались оползни из-за грунтов и водяных подушек. Подобным образом они подтапливали основание Коложи и приводили к падению элементов постройки вниз. Последнее имело место в конце 40-х годов прошлого века, когда в Неман сползла целая стена старинного храма, она до сих пор находится в реке. Александр Захарчук уверен, что при благоустройстве набережной стена обязательно будет обнаружена и извлечена.
Несколько лет назад гродненское предприятие «Свiдравiна» провело горизонтальное шпунтирование этих пригорков в районе Коложи и Старого замка, что предотвратит дальнейшее сползание грунта. Поэтому некоторые предложенные проекты врезки в склоны для обустройства каких-то площадок не будут рассматриваться.
Как в Дубае
Из предложенных эскизов интересна работа молодого архитектора института «Гродногражданпроект». Не вдаваясь в исторические подробности, молодой архитектор нарисовал свое видение набережной. Здесь и обзорные площадки, и амфитеатр, многие другие элементы набережной. Получилось смело и даже экстравагантно, как в современном Дубае, и, по мнению более опытного ветерана-архитектора института, этот проект имеет право на жизнь. Правда, в этом месте нужно бы восстановить старое месторасположение речного порта, где сейчас ресторан «Карчма». Есть много исторических артефактов и фотографий этого порта, от пристани которого отправлялись прогулочные суда аж до Августовского канала с оркестром на палубе. Также рассматривается проект строительства речного порта на левом берегу Немана. Там есть лагуна, на которой можно спроектировать небольшое здание порта и отсюда отправляться на прогулки по реке. Один из проектов на конкурс предусматривает в этом месте строительство летнего кинотеатра.
Интересна работа еще одного архитектора, скорее всего в области ландшафта. Он показал свое видение озеленения и цветочного оформления всей набережной. Это предполагает закрытие движения транспорта от впадения Городничанки до будущего реконструируемого пивзавода.
Интересен проект с экотропой от набережной с улицы Рыбацкая, где в районе Поповичского моста предусмотрен подъем по ступенькам в лесопарковую зону «Пышки». Такая тропа, кстати, существовала в 30-е годы прошлого столетия, на ней сохранились таблички, другие знаки магистрата, тесаные булыжники. Всё это нужно сохранить и обозначить для горожан, туристов.