Электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколеса в последние годы превратились из мирового тренда в современное средство передвижения, разгрузив дороги и общественный транспорт. Однако чем больше их становится, тем чаще они создают проблемы для водителей и пешеходов.
Показателен недавний случай в Луцковлянах. 20 августа на перекрестке в агрогородке автомобиль сбил детей на электросамокате. После столкновения одному из мальчиков потребовалась медицинская помощь, второй не пострадал. Хотя за 8 месяцев это единичный инцидент с электродевайсами в Гродно и Гродненском районе, тем не менее беспечность рассекающих на них взрослых и детей вызывает озабоченность у стражей дорог.
Сегодня электросамокаты и подобные им агрегаты – уличная реальность, с которой приходится считаться. Мобильность такой техники и простота в обращении подкупают как горожан, так и жителей сельской местности. Правда, пока ее гораздо меньше, чем велосипедов: это удовольствие не всем по карману. Впрочем, для желающих добраться с ветерком из пункта А в пункт Б существует кикшеринг – краткосрочная аренда электросамокатов. До Гродно сервис «докатился» в 2019 году и с тех пор здесь прижился: по всему городу можно заметить «стайки» припаркованных двухколесников, взять которые можно одним кликом через специальное приложение на смартфоне.
Вот только любители электросамокатов, гироскутеров, сегвеев или моноколес далеко не всегда осознают, что это серьезное транспортное средство, а не безобидное развлечение и тем более не игрушка. А значит, их тоже касаются правила дорожного движения. Тем более что некоторые модели электрического транспорта разгоняются не хуже, чем мотоцикл или машина. Поэтому падение, наезд или «встреча» с авто чреваты для того же самокатчика риском тяжело покалечиться самому или нанести увечья другим.
– Долгое время ответственность тех, кто предпочитает экологичную альтернативу автомобилям, никак не регулировалась, – говорит заместитель начальника межрайонного отдела ГАИ УВД Гродненского облисполкома Петр Жук. Но быстрорастущая популярность чудо-аппаратов снова подняла вопрос об ограничениях, которые необходимо накладывать на «пилотов» гаджетов. В минувшем году этот пробел в правовом поле устранили, внеся поправки в свод ПДД. Теперь электросамокаты и иже с ними относятся к средствам персональной мобильности (СПМ), а пользователи устройств приравнены к пешеходам и должны руководствоваться требованиями для «безлошадников».
– Передвигаться на таких транспортных средствах разрешено по тротуарам, велодорожкам и пешеходным зонам со скоростью не более 25 км/ч, не создавая помех другим пешеходам и велосипедистам. Дети до 14 лет кататься без взрослых могут только в местах, закрытых для движения транспорта: парках, скверах, дворах, на специально отведенных площадках. И тем более им нельзя выезжать на проезжую часть, – предупреждает
Петр Петрович.
На СПМ запрещено перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией. Нельзя вставать на два колеса, не убедившись в исправности тормозов и рулевого управления. Кроме того, ГАИ рекомендует надевать шлем, налокотники, наколенники, а в темное время суток использовать световозвращающие элементы. От греха подальше лучше спрятать мобильник и не слушать музыку в наушниках.
– Не стоит считать все двухколесные с электроприводом угрозой, – успокаивает Петр Жук. – Но с микромобильным транспортом стоит держать ухо востро, и тогда он не принесет беды.