На этот год в Гродненском районе запланировали отремонтировать немало дорог. Большинство из них будет приведено в порядок силами работников филиала «Гроднодорожник» КУП «Гроднооблдорстрой». Предприятие имеет не только дорожную спецтехнику, но и асфальтный завод в районе деревни Колпаки. В скором времени его модернизируют, что позволит производить больше востребованного для дорожников материала.
Полный цикл
Журналисты не без интереса окунулись в производственный процесс. Нашим гидом по территории, где разделяют песок и камень, дробят, смешивают и превращают природное сырье в ценный материал для строительства дорог, стал прораб предприятия Вадим Дроздов. Он показывает на большую установку из металлических резервуаров, труб, транспортера. Это асфальтосмеситель, который по сути является главной производственной частью завода. Отсюда выходит уже готовый для дальнейшей укладки материал.
– Завод работает с 2005 года. То есть ему 19 лет. Он обеспечивает асфальтом в первую очередь Гродненский район. В городе тоже дороги делаем и реализовываем асфальт по заявкам. Спрос на него всегда хороший, – говорит собеседник.
Когда Вадим пришел работать в Колпаки, здесь имелся еще один асфальтосмеситель 1992 года выпуска. Позже его передали коллегам в другой район. Подобные агрегаты даже устаревших моделей всё равно остаются востребованными.
В Колпаках производство предусматривает полный цикл. У предприятия есть карьер, где добывают песок. Его просеивают. После разделения сырья на песок и камень последний несколько раз дробят, чтобы получить щебень нужного размера.
– У нас практически всё свое. Чего недостает, покупаем. В частности – отсев и гранитный щебень для асфальта определенных марок. Эти материалы приходят из Микошевичей. Сначала их вагонами доставляют в Аульс, а оттуда к нам, – объясняет прораб.
Рецепт асфальта
Подготовленные компоненты свозятся со всей площади завода и подаются с бункеров на асфальтосмеситель. Работает он в автоматическом режиме. Но за ним всё равно наблюдает человек. Он находится в «пультовой» за компьютером и отслеживает весь процесс. В случае чего останавливает конвейер и разбирается.
Поскольку асфальт может быть разных марок, то и состав его отличается. Существуют так называемые подборы. Это своего рода «рецепты», а завод в данном случае – кухня, где варится продукт для дорожного полотна. Можно выбрать программу, согласно которой техника определит, сколько каких материалов в килограммах нужно соединить. А значит, предварительно их взвесить, загрузить. К слову, температура при которой всё это готовится, – 160 градусов.
Нынешняя асфальтосмесительная установка в Колпаках позволяет получать в час от 46 до 50 тонн. А в смену на этом смесителе могут выпускать 300-400 тонн. Но это при идеальной погоде. Если на улице прошел дождь, влажность материалов меняется, что сказывается на производительности. Поэтому в дождливую погоду асфальт «не варят». А при минусовых температурах дорожники редко кладут асфальт. Разве что нужно заделать ямы.
– Для ямочного ремонта в холодное время года используется так называемый СОМС (холодный асфальт). Он изготавливается в декабре, складируется. При необходимости его разогревают и заделывают ямы. Но как цельное дорожное полотно не укладывают, – рассказал собеседник.
Сезонный характер
В целом, в экстренных случаях в холодное время можно применять специальные компоненты, которые позволяют положить асфальт и при температуре ниже нуля. Но при нынешних непродолжительных зимах не очень уместно, поскольку полтора-два месяца лучше переждать и провести ремонт качественно.
Производство асфальта вообще работа сезонная. Зимой процесс приостанавливают: идет ремонт оборудования, техники, уборка, подготовка к новому сезону. Правда, перерыв длится недолго. Особенно в последнее время. К примеру, в прошлом году завод не останавливался до 25 декабря. А новый сезон начал раньше обычного.
– По-хорошему при плюс 10 можно положить асфальт без добавок. Прежде сезоны начинались в середине-конце апреля. В этом году мы стали производить асфальт уже в марте. Запустились 15 числа, – сказал Вадим Дроздов.
Сейчас обычная смена на заводе начинается в 8 утра и заканчивается в 17.00. Но если температура за окном начинает резко расти вверх, график корректируют. Бывает, что работники выходят на смену уже в пять утра.
– Когда на улице выше 30 градусов, то здесь, на пультах еще не так жарко. А вот ребятам, что задействованы на «укладке» под открытым небом, работать с горячим асфальтом ой как непросто. Поэтому мы иногда меняем рабочий режим, – уточнил прораб.
Новый завод
В прошлом году в Колпаках произвели более 49 тысяч тонн асфальта. Планы на этот год определенно выше. Однако с установкой в скором времени нового оборудования возможности выпуска асфальта существенно возрастут.
– Руководство приняло решение приобрести новый асфальтосмеситель. Его производительность – 130 тонн в час, – добавил прораб. – В смену можно будет от тысячи до полутора уложить.
Новое оборудование ждут из Казахстана. Раньше асфальтосмесители покупали в Украине. Действующая установка «Кредмаш» привезена оттуда. Но сейчас обстановка изменилась. Пересмотрев имеющиеся на рынке предложения, остановились на казахском. К сожалению, в Беларуси нет производства, которое выпускает асфальтные смесители. Новый завод планируют ввести в эксплуатацию к лету.
Пока мы разговаривали, в бункер-накопитель заехал самосвал, в который загрузили 20 тонн свеженького горячего асфальта. После взвешивания машина отправилась в сторону своего ремонтного участока – на дорогу Гродно – Поречье.
Фото Назара Халько